Cайт детского сада №27

Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности

Следуя идеям Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленным на модернизацию и развитие системы общего образования страны хочется особо выделить направление поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Особенности развития современного общества определяют и его запросы в творчески одаренных людях. В нашей авторской программе «Саморазвивающаяся личность» мы стоим на позициях комплексного подхода к развитию творчества, что отвечает детским потребностям. Поэтому каждая из подпрограмм, помимо основных задач, непременно содействует развитию детской креативности.

Согласно научному представлению, развитие творческих способностей проходит в несколько этапов. Этапы личностного развития строго индивидуальны, зависят от особенностей социальных условий и уровня развития личности в целом. Переход на каждый последующий этап означает совершенствование личности. Вспышка одаренности приходится на дошкольный возраст.

По мнению ученых - одаренность - это творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений научных, технических и духовных проблем. Разделяя научную точку зрения об одаренности, стоит подчеркнуть необходимость учета и своевременного развития также креативности, воли, самостоятельности, исследовательской активности.

Одаренность - это не ярлычок, который навешивается на ребенка. У одного она интеллектуальная, у другого - практическая, конструкторская, у кого-то - спортивная...

Рассмотрим составляющие понятия «одаренность» в зависимости от возрастных особенностей ребенка.

Внутриутробное становление: Это - запечатление душевных сил матери.

От рождения до 3 лет: Ребенок запечатлевает способ общения близких людей.

К 2,5 - 3-ём годам относится и первый этап развития познавательного воображения, выделения своего «Я», переживание своей отдельности от окружающего мира.

От 3 до 5 лет: Подражательный период и активизация способностей. В этот период огромная ответственность ложится на значимых взрослых, на организацию игровой и творческой деятельности, на окружающую среду.

Второй этап в развитии воображения дети проходят в 4-5 лет, когда ребенок направлен на усвоение социальных норм, правил и образцов деятельности. Познание ребенка 4-5 лет связано с бурным развитием ролевой игры, рисования и конструирования, которые носят, в основном, воспроизводящий характер. В этот период уровень творческого воображения несколько снижен. К этому возрасту в процесс воображения включается специфическое ступенчатое планирование, дающее ребенку возможность словесного творчества, когда он сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим.

К 6-7 годам ребенок уже усваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу оперировать ими. Он выдумывает миры с положительными и отрицательными героями. Творчество его в этот период носит проективный характер и символизирует устойчивые переживания.

Духовное становление ребенка происходит в возрасте от 5 до 7 лет. Это время свободной воли: ребенок учится различению и выбору - важно отличать послушание в любви от своеволия, любовь от хотения, совесть от бессовестности.

Душевное же развитие станет доминантой к 7-10 годам: это потребности в душевном тепле, эмоциональной близости, доверии, дружбе, стремлении к эмпатии.

Следует различать также духовное и нравственное развитие. Нравственное формирование дошкольника тесно связано с осознанием характера взаимоотношений со значимым взрослым и рождением у него на этой основе нравственных представлений и чувств, которые Выготский называл эстетическими инстанциями.

В рамках исследования одаренности интересно научное мнение о том, что целеустремленность в игре является умением ставить перед собой игровую цель и удерживать ее на этапах: постановка цели, планирование и реализация задуманного. Отмечается успешность в достижении поставленной ребенком цели в том случае, когда взрослый совместно с ним выстраивает пошаговый план действий. У старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх помимо желаний лидерства появляется стремление к помощи ближнему и пониманию его.

К концу дошкольного периода личность ребенка представляет собой достаточно устойчивую интегративную систему. Так появляется сознание своего социального «Я». Ребенок осознает себя и как субъект действия, и как субъект человеческих отношений.

Таким образом, самореализация выступает регулятором социальных и личностных притязаний ребенка и можно определить ряд принципов, являющихся условием развития одаренности детей:

1. Принцип сочетания и реорганизации природных особенностей и качеств человека под воздействием условий жизнедеятельности. Природные особенности индивида указывают на пределы возможностей в его развитии.

2. Принцип индивидуализации - индивидуальная модель непрерывного развития.

3. Принцип противоречивости. Развитие личности формируется, как под влиянием воздействия социума, так и под влиянием требований человека к самому себе.

4. Принцип «креативных вспышек». Этот принцип характеризует способность личности отступать от традиционного мышления в условиях непрерывного развития.

5. Принцип духовно-нравственной опоры, как основополагающий. Так как неразвитость способности плодотворно использовать свой духовно-творческий потенциал извращает отношение к миру, превращая его в желание господствовать, проявлять свою силу, обращаться с окружающими, как с вещами.

Таким образом, ребенок с дошкольного возраста накапливает духовно-творческий потенциал для развития и успешного применения собственных способностей в различных сферах жизни. И социокультурная развивающая среда, созданная в нашем учреждении, на данное время полностью обеспечивает возможность для формирования такого потенциала.

При рассмотрении действия структуры нашего детского сада можно с уверенностью сказать, что она формируется по принципу «уклада жизни». Поэтому мы стремимся к единению нашего и семейного укладов, ведь результаты воспитания наиболее результативны при условии, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Как может ДОУ влиять на развитие одаренности и поддерживать талант, выше уже отмечено. Теперь поговорим о семье.

Во-первых - родителям необходимо определить сильные и слабые стороны своего ребенка и составить программу, соответствующую его интеллектуальным способностям и потребностям.

Во-вторых - одаренные дети порой имеют весьма критичное отношение к себе. Поэтому поддержка самых значимых для них близких родственников способна при благожелательном отношении сформировать адекватную самооценку.

В-третьих, необходимо учитывать, что одаренных детей отличает широта интересов и потребностей. Семье необходимо обеспечить всестороннее развитие ребенка с учетом необходимости общения с такими же по уровню развития детьми. Одаренному человеку необходима соответствующая ему среда. Тут на помощь и приходят занятия с дополнительными педагогами, объединяющими вокруг себя маленьких «коллег по интересам».

Есть поговорка «талантливый человек талантлив во всем», и в этом есть доля правды. Он талантлив какой-то сфере, но не ограничивается ею. Творческий в интеллектуальной деятельности человек талантлив не только в математике, но и в философии, истории, оригинальном мышлении. Творческий человек в искусстве не только стихи пишет, но занимается также музыкой, рисунком. Вспомним Леонардо да Винчи, Менделеева, Грибоедова Если ребенок социально одарен, он не только прекрасный организатор, но интересуется и психологией, философией, историей.

Кстати, несколько слов про социальную одаренность. Осознавая, что такое явление было всегда, изучать его стали лишь 15 лет назад, как умение влиять на людей. Такой тип одаренности очень востребован обществом.

У социально одаренных детей яркое поведение. Такие дети ведут за собой, лидеры, душа компании. Это качество может проявиться очень рано, еще в дошкольный период.

Что касается гениев, то гений - человек, который создал нечто, что изменило жизнь общества - Эйнштейн, Менделеев. Ребенок не может быть гением - он еще ничего не сделал. В психологии просто принято выделять особую и нормальную одаренности. Нередко, даже чрезвычайно одаренный ребенок, став взрослым, ничего выдающегося не совершает.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

Семья должна обеспечить ребенку самостоятельность;

Развивать навыки и умения исследовательского подхода к деятельности;

Совершенствовать творческое, критическое, абстрактное мышление;

Поощрять продуктивную деятельность ребенка;

Учить адекватно оценивать ребенком собственные достижения.

И, несомненно, активно участвовать в общественной жизни ДОУ, где половину своей детской жизни проводит ваш талантливый малыш. Сотворчество с ребенком очень благостно для формирования его личности.

Доклады

© 2009, Попова М.Л.

Сайт создан в системе uCoz