Cайт детского сада №27

Доклад Заведующей ДОУ № 27 Звягинцевой О.Д. - "Создание модели социокультурного развития дошкольного образовательного учреждения на идеях толерантности в отечественной культуре."

доклады

Свой взгляд на проблему предлагает ГДОУ № 27 СПБ Невского района, имеющий научную поддержку в лице священника Алексия Мороза, кандидата педагогических наук, психолога, члена Союза писателей России и кандидата педагогических наук Берсеневой Т. А., а так же тесно сотрудничающий с доктором философских наук, профессором Захарченко М. В., с Центром дошкольного образования и с кафедрой культурологии АППО СПб.

Авторы доклада: руководитель ГДОУ № 27 – заведующая Звягинцева Ольга Дмитриевна, старший воспитатель, психолог Лодеева Наталия Анатольевна. Сегодня мир все активнее произносит слово «толерантность». Заморский термин, поэтому определение его точной формулировки оставим ученым. А для обычного человека, сердечно участвующего в судьбе собственной страны, это понятие, на наш взгляд, всегда выражалось в терпимости и интересе к другому народу при непременном условии знания, любви и наполненности культурно-историческим богатством своего Отечества. Россия-матушка, Русь-кормилица, хлебосольная, странноприимная, утешительница, лебедь белая, заступница, покровительница. Так называли Россию и иноземцы, искавшие приют и расположение у великой Державы, и сам русский народ, который, собственно, и оказывал то знаменитое расположение и гостеприимство чужестранцам. В 2007-2008 учебном году нам довелось не просто присутствовать, но и лично участвовать на нескольких крупных мероприятиях: На круглом столе для старших воспитателей и зам. заведующих по УВР, проводимом РМЦ Невского района в рамках проблем толерантности старшим воспитателем ГДОУ № 27 Лодеевой Н.А. был представлен доклад об опыте работы детского сада в данном направлении с 2003 года. Семинар «Воспитание культуры мира и межнационального согласия в школьной среде» - кафедра педагогики и андрагогики 27.09.07г. Научно-практическая конференция «Культурная толерантность как фактор развития школьника» - кафедра прикладной культурологии, 15.11.07 г.. Научно-практический семинар «Формирование культурной толерантности личности. Опыт петербургской школы» - также кафедра прикладной культурологии – 16.11.07 г. (от ГДОУ № 27 был представлен стендовый доклад «Единение уклада жизни детского сада и семьи как основа воспитания толерантности дошкольника»). X региональные образовательные Знаменские чтения (10-14 декабря 2007 г.), организованные при содействии совместных усилий СПб АППО, СПб Православной Духовной Академией, Межвузовской ассоциацией Духовно-нравственного просвещения «Покров», Отделом по религиозному образованию и духовному просвещению СПб епархии, НМПЦ «Петершуле».«Преемственность духовно-нравственной культуры как основа стабильности и развития общества». На XVI Рождественских чтениях в Кремлевском Дворце съездов нами был представлен доклад о проблематике современным ДОУ в вопросах нравственного воспитания. На круглом столе в АППО, посвященном педагогическим проблемам младенческого периода детства выступила, делясь опытом многолетней (25 летней) работы в данной, для многих совершенно новой и непривычной педагогической области, заведующая ГДОУ Ольга Дмитриевна Звягинцева.

Сквозь канву всех мероприятий красной нитью проходила мысль о необходимости воспитания в обществе основ толерантного сознания на основе отечественной культуры, о дефиците радикальных предложений в этом аспекте для детской, и особенно для дошкольной среды. Нашему ДОУ есть чем поделиться именно в этом аспекте. Начнем по порядку. Основную роль в воспитании личности, в первую очередь, несомненно, играет семья, а во вторую - дошкольные учреждения, где маленький человечек проводит значительную часть своего времени жизни. Добиться единения укладов ДОУ и семьи, тесного сотрудничества с родителями воспитанников, вот первостепенная, на наш взгляд задача современного воспитания.

С 1987 года в качестве инновационного было выбрано направление под эгидой «Энергия молодых родителей – оздоровлению общества». Оно заключалось в необходимости работы не только с семьями конкретных детишек, посещающих ДОУ, но и с теми, чьи дети еще только станут нашими воспитанниками. Работа начиналась уже в период беременности будущих мамочек. Целью этого направления было воспитание у молодых родителей грамотного, целостного взгляда на семейные взаимоотношения, при которых возможно гармоничное развитие ребенка. Опыт проделанной работы экстраполировался в появление авторской программы «Саморазвивающаяся личность», целью которой стало: - воспитание творческой, свободной личности, способной жить в гармонии с миром и с самим собой, способной позитивно воз-действовать на мир и своевременно адаптироваться к изменениям, происходящим в нем. На наш взгляд эта цель включает в себя понятийный смысл предмета, о котором сегодня идет речь, а именно – воспитания толерантности. Научный руководитель программы - декан факультета психологии СПб университета Педагогического мастерства, доцент Колеченко А. К., а научный консультант – декан факультета дошкольного воспитания РГПУ им. А. И. Герцена, доцент Ноткина Н.А. Создана программа авторским коллективом сотрудников ГДОУ № 27 Невского района под руководством заведующей Звягинцевой Ольги Дмитриевны. 28 сентября в 1994 году данная программа была одобрена районным экспертным советом, а ГДОУ № 27 при этом получил статус «Авторского детского сада». Результативность проводимой работы проявилась и в том, что в 1995 году нашему дошкольному учреждению Министерством образования Российской Федерации было присвоено имя «Детский сад года». Реализация программы получила отражение в содержании авторских подпрограмм: «Мир художественных профессий», «Использование современной компьютерной техники для развития интеллектуальной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада», «Психологические основы социального поведения старших дошкольников», «Обучение детей дошкольного возраста английскому языку», «Теннис и баскетбол «Веселый мяч»», «Материнство и отцовство: семейные традиции, роли, чувства, отношения», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Воспитание духовно-нравственной культуры и толерантного сознания у старших дошкольников», «Валеологические основы воспитания детей в условиях детского сада», «Живое слово» «Одаренный ребенок».

Если в начале в инновационной деятельности мы на первое место ставили само сотрудничество с молодой семьей, начиная с пренатального периода развития ребенка, то с 1995 года целью становится наполнение этого сотрудничества традиционным духовно-нравственным содержанием. Сегодня, имея многолетний опыт в инновационной деятельности, в разрезе объективной необходимости введения в педагогический процесс компоненты толерантного воспитания, учитывая состояние современного общества и его коммуникаций, нашей задачей является: - создание модели социокультурного развития ДОУ, где процесс воспитания строится на идеях толерантности на основе отечественных традиций в педагогике. Это не простая, но очень важная задача. Предложим несколько направлений, по которым нами ведется активная творческая работа. Известно, что именно в период дошкольного детства закладываются такие личностные опоры, как базовое чувство доверия к миру, рефлексия, самоуважение, позитивная самооценка, азы коммуникативной компетентности. В этот же период должна сформироваться этническая идентичность в условии диалога культур, что и приведет к воспитанию в человеке толерантной основы поведения и восприятия окружающего мира. Только человек знающий и любящий отечественные традиции способен искренне интересоваться и по достоинству принимать чужую культуру.

Одним из наших функциональных проектов является проект «Наше русское слово: библиотека и музей Н. Рубцова детям». Он решает сразу несколько задач. Во-первых - способствует возрождению традиции семейного чтения. Дети знакомятся с книгами. Что-то читается в саду, что-то рекомендуется воспитателями для домашнего чтения, потом в группах проходит обсуждение прочитанного, а далее – дети вместе с родителями мастерят поделки, делают рисунки, декорации к только что узнанным произведениям. Эти работы участвуют в выставках детского сада, района и города. Ребенок осознает свою успешность, растет его интерес к книге, подпитанный творчеством, ценностью общения с родителями, их личностным примером позитивного отношения к чтению. Во-вторых, мы стараемся обогатить детей именно хрестоматийным содержанием, выстроенным на произведениях отечественных авторов. В-третьих, в рамках диалога культур – проект помогает развивать у детей представление о литературе зарубежных авторов. Понимать, что и люди «из-за тридевяти морей, тридевяти гор» не зависимо от их разреза глаз и цвета кожи имеют схожие с нами мечты и стремления к счастью, добру и любви. Остановимся на направлении работы, который мы обозначили, как «диалог культур славянских народов». Нами уже несколько лет осуществляется общение с ДОУ Украины и Белоруссии посредством дружеской переписки, обменом сувениров. В группах нашего детского сада ребятам читаются сказки на этих языках, совместно с родителями изготовляются декорации, сувениры, костюмы, макеты быта, выдержанные в рамках национального колорита. В ближайших планах расширить данное направление, превратив его в «международный диалог» с детскими дошкольными учреждениями Эстонии, Финляндии и Англии. Почему? Эстония и Финляндия – соседствуют с нами по бассейну Балтийского моря, и общение с ДОУ этих стран вполне логично для нашего проекта «экологическая толерантность», о котором разговор чуть позже. А Англия – страна с вековыми традициями, язык которой изучается нашими детьми на дополнительных развивающих занятиях.

От рассказа о сотрудничестве с библиотекой перейдем к рассказу о кружке «Родное слово», проводимом педагогом дополнительного образования филологом Ольгой Федоровной Цимбалюк. Детишки на занятиях постигают азы славянской азбуки, слушая поучительные рассказы, подбирая слова на каждую, изучаемую букву. А слова такие: честь, совесть, добро, ведать. И дети называют их сами! Вспомним библейское «в начале было Слово»! И сердце наше воспитывается словом, и наш характер выражен в том, что и как мы говорим. И именно проблема русского языка, его чистоты и важности стоит сегодня перед филологами и педагогической элитой страны. Как сохранить? Как укре-пить? Ведь язык – важнейший из определяющих признаков этноса. Мы начинаем с азов. Кстати, особое внимание уделяется воспитанию сердца ребенка, развитию в его душе эмпатии, качества редкостного, но столь необходимого для проявления истинной человечности в наше жестокое время, для формирования сознательной толерантности в характере.

Вот один из примеров такой работы: При взаимодействии с о. Владимиром Рождественским к. Б.н., священником храма «Кулич и Пасха» ведется исторически исследовательская работа по поиску и сбору материалов о жертвах политических репрессий, о петербуржцах, невинно пострадавших во время существования тоталитарной власти в России, когда ни о какой толерантности не могло быть и речи. Одним из них является священник Алексий Чужбовский, расстрелянный 28 декабря в 1937 году. Нам удалось познакомиться с его родственниками, из уст которых и получен биографический материал о жизни и деятельности отца Алексия. На подобных примерах самоотречения и великой любви к людям и строится процесс воспитания. На Преображенском кладбище, или, как говорят в народе, на кладбище жертв 9 января стоит стела «Жертвам политических репрессий». Мы побуждаем молодых родителей приходить туда вместе с детьми, возлагая цветы безвинно убиенным. Так как наш гражданский долг – помнить и знать свою историю, чтобы не повторять трагических ошибок прошлого.

С целью воспитания коммуникативной компетентности, без которой просто не мыслимо толерантное общение, психолог Наталия Анатольевна Лодеева проводит занятия по своей авторской программе «Воспитание духовно-нравственной культуры и толерантного сознания у старших дошкольников». Данная программа направлена так же на развитие устойчивости ценностно-смыслового личностного стержня ребенка, воспитание детской Души на основе поступка «по совести» и умения слышать голос этой самой СОВЕСТИ. Это не что иное, как навык произвольной саморегуляции. То есть «я понимаю, как надо, я осознаю, что это Хорошо, я выбираю этот поступок, мой поступок приведет к добру». Тут и умение ставить цель, и прогнозирование результата, и управление собой в процессе деятельности и толерантность к окружающему миру. Итогом занятий является создание общей сказки, ее оформление в книгу и преподнесение в качестве подарка младшей группе. Словотворчество для малышей не просто, а совместное сочинительство, командная креативность, направленная на благую цель – для дошколят еще более сложная задача. Ее можно решить, только умея слышать и ценить мнение другого, то есть, обладая коммуникативной толерантностью на основе выработанного навыка произвольной саморегуляции.

И теперь о совершенно новом направлении нашей воспитательной работы – «Экологическая толерантность». В этом учебном году налажен контакт с «ГУП Водоканал СПб». Несколько семей – воспитанники с родителями - участвует в проекте «Наш ЭКОдом», цель которого не только развивающая, обучающая и просвещающая. Она состоит и в том, чтобы представить бассейн Балтийского моря, как общий для нескольких стран, пробудить у детей понимание необходимости бережного отношения к международному водному объекту, то есть воспитать экологическую толерантность. Необходимо отметить, что Петербуржским ЭКОпроектом заинтересовалась Москва, и он в ближайшее время может получить статус Федерального. Мы участвуем в нем с самого старта. Кроме того, нами осуществлена экскурсия в музей воды в главной водонапорной башне на ГВС Водоканала СПб и участие в ЭКОигре «В гостях у Капельки» в Детском ЭКОцентре при «ГУП Водоканал СПб». Планируется провести по группам ГДОУ № 27 развивающие занятия и викторины, конкурсы рисунков и поделок в рамках экологической толерантности «Бережем наш общий дом».

Кроме решения задачи воспитания «эко» составляющей в понятии «толерантность» мы уделяем большое внимание проблеме начального профориентационного просвещения, так как возможность осознанного диалога в мире профессий благотворно влияет на самооценку и правильность дальнейшего профессионального выбора человека. Для этой цели в ГДОУ совершаются экскурсии, ведутся тематические беседы и работают «мастерские», где дети знакомятся с видами ремесел, фольклором и своеобразием русского быта. Таким образом, задача воспитания толерантности на основе отечественной традиции, приобщение ребенка, а через него и молодых родителей к возможности грамотного диалога в разнообразном культурном пространстве для нас не пустой звук или отдельный лозунг. Для коллектива ГДОУ№ 27 это постепенная, кропотливая работа, включающая целый комплекс педагогических технологий, постоянный эксперимент, целью которого является воспитание истинного россиянина, гордящегося наследием своих великих предков и с должным уважением относящегося к культурной сокровищнице других народов.

Итак «посадил дед репку» - всем известная русская народная сказка. Можно ее просто прочитать, а можно и рассказать по-иному. Почему в сказке нет образа мамы и папы? А ведь в старину семьи были полные и большие? Как-то не складно. Да и зачем дедка репку садил? Да дело-то в том, что семье к столу витамины нужны, а мама все по дому хлопочет, а папа – в полюшке на работушке. А почему репка выросла большая-пребольшая? Да потому что землица-то русская – щедрая, вот и выросла репка большая такая. Вытянули репку трудолюбивые сказочные герои, отдали матушке, а она ее да в печке напарила в горшочке и на стол на свежей скатерочке поставила. И вся семья теперь во главе с дедушкой сидит за столом да сладкой репкой лакомиться… Рассказывайте сказки, читайте добрые книги, любите детей, учите и их любить свой мир, не тревожится постоянно о нехватке денег вместе с вами, тогда и будут у нас вырастать добры молодцы и Василисы премудрые. Тогда в России не будут обсуждаться на конференциях проблемы толерантности, а наша наука сможет сама дарить миру свое видение воспитания ребенка, опираясь на непременный позитив опыта возвращения к мудрым истокам своего Отечества.

Воспитывайте детей в любви, тогда будут вырастать на земле Русской Добры Молодцы! Воспитывайте детей в любви, тогда будут вырастать на земле Русской Марьи Искусницы!

Доклад Зав.ДОУ27 Звягинцевой О.Д.

Берсенева Т.А

Алексий Мороз

В библиотеке им. Н.Рубцова

Россия - Матушка

Россия - Матушка

Красота родной природы

Лодеева Н.А.

На научно-практическом семинаре

16 международные Рождественские Чтения

16 международные Рождественские Чтения

16 международные Рождественские Чтения

Энергия молодых родителей - оздоровлению общества

Энергия молодых родителей - оздоровлению общества

Энергия молодых родителей - оздоровлению общества

Жизнь в гармонии с миром и с самим собой

Помним и чтим свою историю

Авторские подпрограммы

Воспитание коммуникативной компетенции

Экологическая толерантность, сотрудничество с «Водоканалом СПб»

Экологическая толерантность, сотрудничество с «Водоканалом СПб»

Участие в проекте «Наш ЭКО дом»

Участие в проекте «Наш ЭКО дом»

Участие в проекте «Наш ЭКО дом»

«Посадил дед репку…»

«Посадил дед репку…»

© 2009, Попова М.Л.

Сайт создан в системе uCoz